aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Про конкуренцию и постановку цели
aeshnik
Есть два завода инструментов. Назовем их для примера "Росинструмент" (давно делает молотки, но без гвоздей они никому особо не нужны, поэтому стал делать и гвозди тоже) и "Гвоздезавод" (этот, понятно, начал с гвоздей; на молотки особо не претендует - считает, что его гвозди под любой молоток должны подходить). Оба друг друга не любят. И оба как-то продают свои отвертки.
Ребята из "Росинструмента" приезжают на предприятие, находят активного человек и говорят ему: "Друг, а давай мы у тебя на предприятии откроем склад и училище. Ты организуй, чтобы твое предприятие наши молотки купи, а мы уж сделаем так, что у тебя появятся всякие преференции. Складом будешь заведовать, учить людей гвозди забивать нашими молотками. Только купи побольше, смотри, какие они классные. Кстати, и гвозди у нас тоже отличные, лучше, чем у других".
Гвозди у ребят и правда неплохие. Правда, только кровельные. И молотки только для кровельных гвоздей - большие такие. А сапожных гвоздей и маленьких молоточков у ребят нет. Но это всё мелочи: молоток же отличный, а гвозди - ну, придумаешь что-нибудь. У тебя же теперь склад и училище.
Я-то сам из "Гвоздезавода". Прихожу, например, к запожникам, слушаю их, показываю свои разные гвоздики. Они, вроде, интересные ребята: слушают, вопросы хорошие задают, проекты у них классные. А потом завскладом молотков (тоже, кстати, вполне себе интересный слушатель) подходит и задает тебе вопрос: "Назовите, пожалуйста, пять причин, по которым вы используете свои гвозди, а не гвозди Росинструмента".
Вы видели, как Чужие вылупляются? Вот, полюбуйтесь:


Это очень неприятно наблюдать. Вполне себе вменяемый неплохой специалист на твоих глазах становится зомби, который начинает повторять рекламный бред Росинструмента. Это очень грустно, потому что вместо свободного умельца, который идет на рынок и выбирает то, что ему нужно, а потом делает свое дело, человек надевает форму продавца в Макдональдсе и начинает кричать: "Свободная касса!"


Это отвратительный результат работы Росинструмента, я считаю. Я очень рад, что никогда не позволяю себе и своим коллегам выступать в роли зомби, никогда не говорю фанатично, что мои гвозди самые лучше, только мои гвозди нужно покупать, а другие гвозди - говно полное. Мне и так специалисты через раз идиоты попадаются. Всё больше средненькие ребята, которые плохо понимают, что от них хотят и как это сделать. Всё, что я делаю - показываю им, как они моими гвоздями могут сделать свое дело. Точка. Никакого зомбофанатизма. Если человек-зомби до обращения был сам по себе большим молодцом, из него еще можно достать большого молодца, поговорить с умным человеком предметно. А если он был средненький, не слишком понимающий свою работу, то он будет отличным адептом Росинструмента и только.

К чему я это всё? К определению целей бизнеса. Если у бизнеса цель - продать свои гвозди, то это очень говеный бизнес. Понятно, что ни один бизнес тебе никогда не скажет, что это его цель, и тебе приходится тратить какое-то время, чтобы по наблюдениям эту цель определить, но не про это сейчас. Сколько ты чего-то напродавал - это один из критериев оценки твоей работы может быть. А цели - совсем другие. И если ты начинаешь вместо выполнения целей всеми способами только на критерий работать, то ты безответственный мудак, который еще и проиграет в долгую.

?

Log in

No account? Create an account