aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Департамент транспорта Москвы, предсказуемость и криворукость
aeshnik
Что делает общественный транспорт для пассажиров? Он их перевозит. Очевидно, что пассажирам, помимо прочего, важна предсказуемость общественного транспорта. Им важно знать, что они потратят столько-то времени, чтобы добраться от места до другого места. Им важно знать, если по какой-то причине они этого сделать не могут (например, вагон в аварию попал), им нужно выбрать другой способ добраться до точки.

В Вене, например, эта проблема решается роботом-информатором на остановках. Информатор может общаться с людьми при помощи дисплея (показывать, когда придет следующий вагон и не случилось ли чего) и при помощи громкоговорителя (говорить, что произошло и что делать, если это произошло).
_MG_4930.jpg

В Будапеште похожая история, но я не обратил внимание на возможность системы говорить голосом (возможно, она тоже есть).

В Москве появились информационные табло на остановках. Их есть два типа. Один ставится на столб прямо над крышей остановки (так, что нужно выходить из-под крыши, чтобы на него посмотреть).
2014-07-20 12-57-20.JPG

Другой ставится на отдельностоящий столб.
2014-07-12 15-57-42.JPG

Оба типа как правило (если не всегда) требуют проводного подключения. Проводное подключение, разумеется, происходит не аккуратно под землей, я по воздуху (то есть, проводов над головой становится больше). Но это всё не интересно. Интересно, какие функции эти штуки должны выполнять, и как они это на самом деле делают реализованными. Понятно, что минимум функций простой: показать время до прибытия следующей единицы транспорта. Посмотрим, как это делает первый вариант (его производит контора Трансдеталь; если погуглить, то находится специальная страница про это табло на сайте компании со ссылками на федеральную программу "Доступная среда" и какую-то сущность под названием "Интеллектуальная остановка"). Кто сделал второе табло я быстро вспомнить не могу, но это не слишком важно.

Так вот любопытно, что функции первое табло выполняет весьма посредственно. Вместо отсортированных по времени прибытия маршруты начинают отображаться в случайном порядке (ну, не в случайном, разумеется, но в непредсказуемом и пассажиру не интересном). Если маршрутов на остановке много, то они начинают сменять друг друга. А вместо оставшегося до прибытия времени показывается ожидаемое время прибытия (то есть, не сколько минут осталось до, а во сколько он придет). Сценарий работы мозга пассажира неимоверно усложняется: нужно узнать, сколько времени сейчас с точки зрения табло (отдельно табло показывает часы), узнать во сколько придет единица транспорта (возможно, подождав, пока информация по ней неожиданно отобразится), вычесть одно время из другого и понять, сколько стоит ждать.

С отдельностоящим табло попроще: в него влезает много строк о транспорте, и сортировку строк там сделали по номеру маршрута, отображая все маршруты разом (не лучший вариант, но хотя бы ничего не танцует перед глазами). А с табло от Трансдетали из трех возможных строк используются две, в них маршруты мигают и бежит строка с конечной остановкой, в третьей строке написано, что табло работает в тестовом режиме. То есть, понятно, что система (я говорю не только о табло, но и об источнике данных, об интерфейсах между ними, о пользователях) спроектирована весьма плохо. То есть, она по проекту плохая, потому что ее функциональность плохо согласуется с тем, что нужно главному заинтересованному лицу. И, кажется, я знаю почему: потому что главное заинтересованное лицо при проектировании был не пассажир, а источник денег - то есть, какой-то конкретный чиновник или группа чиновников. Но это вне рамок поста.

Заметим, что система даже плохому проекту не соответствует. Табло до сих пор в тестовом режиме (а их установка началась в прошлом году еще). Если добавить в систему стороннее ПО, в котором можно смотреть фактическое положение единиц транспорта, то это ПО до сих пор не может отображать данные (понятно, потому что источник данных не может их нормально передать). Я пользовался ЕТранспортом, который анонсировал поддержку столицы, месяц, и ни разу программа не выполнила заявленной функции. Яндекс-транспорт благоразумно не включает поддержку транспорта столицы (что лишний раз подтверждает: источник данных никак не может собрать их и нормально начать передавать). Заметим, что и яндекс-транспорт, и етранспорт неплохо работают в других городах. Например, в Питере, Екатеринбурге.
2014-07-20 12-03-19.PNG2014-07-20 12-00-54.PNG

Хороший удар поддых Мосгортрансу и Департаменту транспорта сделал московский Автолайн со своими маршрутками: даже он может собирать информацию и выдавать ее наружу.
2014-07-20 11-59-28.PNG

В Москве работа идет как минимум с сентября прошлого года.


Ребята из SMM Департамента транспорта, конечно, молодцы, но ничего по сути сказать не могут.


В региональных городах я не замечал табло на остановках. (Совсем недавно я был в Екатеринбурге - меньше полугода назад; в Перми, Казани, Питере уже довольно давно). Предположу, что регионам есть куда потратить деньги и без этого. Но та часть системы, за которую отвечает руководство общественного транспорта, работает у ребят: они могут отдавать третьей стороне информацию для отображения, пользователи могут видеть эту информацию в планшетах и телефонах. То есть, в регионах некриворукие молодцы. Странно, что в Москве с бесконечным количеством денег ребята, очевидно, не слишком большие молодцы. Они сумели потратиться на всякую мишуру физическую, а функциональная часть так и осталась невыполненной.

К слову, вот это я считаю настоящей проблемой. Вот за это надо лупить Департамент транспорта. А не за мифические бобровые воротники, как делают некоторые. :(

?

Log in

No account? Create an account