aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Сравнение характеристик, или "Посоветуй мне хороший телевизор"
aeshnik
В разных местах от совершенно разных людей мне часто приходилось слышать по сути одну просьбу: "Сравни вот эти штуки и выбери лучшее".
Во всех случаях предполагалось, что есть всем понятный и согласованный эталон хорошего, и, просто сравнив штуки, можно взять и выбрать лучшее по этому эталону. При этом про эталон, про перечень используемых при сравнении характеристик явно никто не вспоминал - казалось, это и так ясно.
Можно списком вспомнить такие случаи.
1. На прошлой работе (я работал в конторе, перепродающей софт, в роли того, кто понимает, как этот софт применять) несколько раз возникал запрос на таблицу, в которой сравнивался бы продаваемый конторой софт и какой-то другой софт. Такой запрос поступал от коллег в роли продавцов (ребята вели сделку и привлекали кого-то в моей роли к ней, когда считали нужным). Явно заинтересованные в таком сравнении стороны себя не обозначали. То есть, можно было бы подумать, что ты просто вот берешь и производишь такой продукт, который любой другой человек при таких же вводных произвел бы вместо тебя. Как будто результаты сравнения едины для всех. Понятно, что, если чуть-чуть покопаться, становилось ясно: заинтересованные стороны в таком сравнении - коллеги-продавцы, которым нужно вот срочно продать этот софт. Почему? Потому что на вход требования от клиента не поступали, а поступала только хотелка "сравни наш софт и вот этот вот софт".
2. Отец однажды попросил подобрать хороший телевизор.
3. На сегодняшней работе (я работаю в отделе, деятельность которого направлена на создание и улучшение методик разработки целевой системы - самолета - предприятия) иногда возникают дискуссии о лучшей методике.

Все эти три случая связывает одна проблема. Никто из просящих выбрать или найти лучшее решение не уточняет двух вещей: для кого оно должно быть лучшим и зачем (для чего) оно им нужно.

Я не веду никакой статистики на этот счет, но, похоже, большинство людей, с которыми я встречаюсь и обсуждаю что-то, делают такую ошибку. Мне так кажется, потому что я искренне и неподдельно радуюсь, когда кто-то либо сам начинает мне объяснять, кому и зачем нужно что-то сделать, либо, если ему что-то предложить, начинает спрашивать: "Зачем мне это нужно?"

Методика работы с такими ошибками довольно простая, и во всех тех трех случаях, про которые я вспомнил, она неплохо работает.
1. На прошлой работе я ни разу не делал таких сравнительных таблиц, просто пару раз спросив: "Скажи, зачем тебе это нужно". Живо помню, как после этого невинного вопроса последовал вполне невинный ответ: "Мне нужно убедить клиента, что наш софт хороший". Не могу сказать, что мы за всё время достаточно (на мой взгляд) точно договорились о способе работы, но то, что клиента нужно убеждать в чем-то, поспрашивав его о его же нуждах, мы в какое-то время смогли договориться. Думаю, не в последнюю очередь благодаря таким вопросам.
2. Отца я просто спросил: "Кому нужен хороший телевизор и зачем?" У них до сих пор стоит вполне себе огромный, но не слишком умный старенький Sony, к которому я приделал Nexus Player (заметим, в ответ на их потребности смотреть интересные фильмы).
3. Способу работы в отделе на текущей работе нужно будет посвятить отдельный пост - за последние полгода я довольно много нового опробовал и не меньше нового узнал. А зафиксировано из этого довольно мало. Но, в общем, вопросы "кому нужно" и "зачем нужно" помогают и здесь.

Мораль довольно простая. Про любые штуки правильно спрашивать: "кому нужно" и "зачем нужно". Потому что иначе получится какое-то говно, и те, кому штука должна быть нужна, скажут, что им это вовсе и не нужно.

Даже про те, которые нужны самому себе, нужно спрашивать. Потому что, пока не станет понятно, зачем они тебе нужны, нормально их делать не станешь.

Сравнительная-таблика-электрокотлов-ТеСи
Таблица со сравнением характеристик каких-то котлов

?

Log in

No account? Create an account