aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Как думать про сложную долгосоздаваемую штуку (категории проекта по OMG Essence)
aeshnik
На этот пост я буду часто ссылаться. На этой неделе дважды - когда подумаю вслух про почту. Почта - это не отделение, не люди в нем, не автомобили. Это всё вместе, выполняющее какое-то назначение для кого-то. И это всё вместе как-то по-своему создается, обслуживается. Чтобы про всё вместе подумать, я использую некоторый фокус, про который в этом посте и расскажу (чтобы вместе с другими можно было про это думать).

В заметке я опишу семь категорий, через которые можно думать про инженерные и околоинженерные проекты. Категории - это наиболее общие штуки, через которые можно думать о разных объектах. Можно воспринимать слова просто на слух, а можно раскладывать их по связанным друг с другом полкам. Категории, которые я здесь опишу, и есть те самые полки.

Список литературы я приведу в начале заметки. Если вы знакомы с этими текстами, можно смело пропускать весь пост.
  1. Спецификация стандарта OMG Essence.
  2. "Системноинженерное мышление", А. Левенчук
Зачем мне нужны эти категории? Чтобы обсуждать разные системы (транспортные, предприятия, технические системы).

Системы - это штуки, состоящие из частей, обладающие определенными свойствами, которые используются окружением систем. При этом у каждой части есть свои свойства. Но сумма свойств частей не дает нам свойства системы - при соединении частей в систему у системы появляются новые свойства. Например, самолет - система. У него есть много частей (колеса, крылья, сиденья), но ни у одной из частей нет свойства "возить людей на далекие расстояния". Это свойство есть только у самолета, и есть только тогда, когда части собраны правильно. Это свойство используется окружением - людьми, которых возит самолет.
При этом мне нужно обсуждать разные системы не тогда, когда они уже работают и приносят мне понятную пользу: мне важно обсуждать их еще тогда, когда их только задумывают. Например, реформируется почта. Выпускается документ, который называется "концепция" реформ почты до 2020 года. Я не могу просто брать и читать текст внутри документа - в этом нет смысла. Документ нужно отнести к какому-то этапу жизни системы (предприятия в данном случае), раскидать текст по понятным категориям и тогда уже оценивать документ. Мне важно ввести категории, которые помогут обсуждать что-то, создаваемое для меня еще до того, как это что-то можно использовать или потрогать.

Мне нужно обсуждать системы, которые имеют какое-то отношение ко мне. Например, автобус или самолет сами по себе - система. Но мне, как жителю города или путешественнику, автобус как система не интересен (он интересен, например, разработчикам или обслуживающим эту технику как система). Мне интересна система, в которую автобус или самолет входят как часть - транспортная система. Чтобы про это думать, я введу категорию "заинтересованная сторона".

Итак, давайте введем несколько важных категорий, через которые можно думать про системы (например, про транспортную систему и автобус - как кусочек этой системы в определенный момент времени), про почту - вообще про что угодно, что создает человек.

  • Заинтересованные стороны. Когда хотят что-то создать, начинают с того, что выписывают в столбик группы, которые так или иначе будут затронуты созданием, эксплуатацией и выводом из эксплуатации той штуки, которую нужно создавать. Это и сами разработчики штуки, и ремонтные бригады, и пользователи, и финансирующие группы - есть много признаков, по которым заинтересованные стороны делят на группы. Потом решают, какие заинтересованные стороны учитывать, а какие - нет (то есть, этот столбец таблички должен содержать, в идеале, весь окружающий мир; но совсем не весь мир нужно учитывать в работе). Это важно делать, чтобы можно было подумать про следующую категорию вещей. Для транспортной системы один из представителей группы пользователей - пожилой пассажир.

  • Возможность для создания. У каждой заинтересованной стороны есть что-то, что дает возможность создать какую-то штуку (то есть, это возможность с точки зрения этой самой штуки). Например, пожилому пассажиру нужно передвигаться на небольшие расстояния по городу, затрачивая минимум сил. Так и записывают во второй столбик таблички напротив пользователя типа "пожилой пассажир": передвигаться по городу, тратить минимум сил. И так - для каждой заинтересованной стороны.

  • Определение системы. Когда перечень заинтересованных сторон составлен, выбраны те, интересы которых будут учитываться, записаны потребности заинтересованных сторон (часть "возможности для создания"), можно приступать к описанию самой штуки - того, что эти потребности будет удовлетворять.

  • Воплощение системы. Когда есть определение, можно браться за воплощение - из чертежей и бумажек брать и создавать то, что должно удовлетворять потребности заинтересованных сторон. Например, выбирать между автобусом, трамваем, троллейбусом, самолетом, катером.

  • Команда. Нужно обязательно подумать, кто будет заниматься переводом системы из определения в воплощение (кто будет делать штуку из чертежей), кто будет думать про все те категории из этого списка (кто будет в табличку писать заинтересованных сторон, опрашивать их). Нужно их всех обучить, дать денег.

  • Технология работы. Нужно понять, как должна работать команда (например, будет ли она думать про все эти категории из списка, или просто с ходу побежит что-то реализовывать).

  • Работа. Нужно понять, какие работы должна выполнять команда, чтобы перевести систему из состояния "определение" в состояние "воплощение",



Всё это может показаться простыми словами, но за каждым из них есть много осязаемых результатов, которые фиксируются, например, на бумажке. Не важно, какую технологию работы выбрали в команде, не важно, какая конкретно система создается: через эти категории можно посмотреть на создаваемую штуку еще до того, как кто-то начал стучать молотком, а только-только начал встречи проводить. Все эти семь категорий меняются по ходу работы, причем меняются по-разному в зависимости от того, кто какую технологию работы выбрал. То есть, можно договориться, что пока мы не зафиксируем перечень заинтересованных сторон, мы дальше ничего делать не будем. А уж когда зафиксировали, то никогда менять его не будем ни при каких обстоятельствах. А можно параллельно и список заинтересованных сторон составлять, и их опрашивать, записывая потребности.

На этой неделе, используя эти семь категорий, мы выполним два упражнения. Во-первых, посмотрим на одно загибающееся сельское почтовое отделение в России (и подумаем про это почтовое отделение как про систему - попробуем грамотно помочь ему прекратить загибаться). Во-вторых, исследуем концепцию развития почты России до 2020 года.


?

Log in

No account? Create an account