aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Концепция развития почты России до 2020 года
aeshnik
Совсем недавно я озвучил свою единственную претензию к ребятам, которые руководят моей страной: мне не было понятно, чего и как ребята хотят достичь. Но вот мне на глаза попались два документа. Один - приказ по импортозамещению с планом до 2020 года (потом его обсудим). Другой - концепция развития почты России до 2020 года с планом (обсудим сейчас). В результате у нас должен получиться перечень заинтересованных сторон, интересы которых учитывает развитие почты России, и, собственно, перечень этих интересов.

Важный момент. Этот пост будет довольно трудно воспринимать, если не посмотреть пост про семь категорий инженерного проекта. Если вдруг читатель знаком со стандартом OMG Essence, то он может спокойно читать следующие абзацы. Кроме того, эта заметка частично объясняет, почему с почтовым отделением 141034 всё не слишком хорошо и, как мне кажется, никто не планирует сделать хорошо.

Контекст у документа такой. Похоже, идет работа по реформированию почты России. В результате этой работы мы получим новую почту России. Разные люди уже провели какие-то работы и зафиксировали результаты работы в разных связанных между собой документах. Концепция - это один из таких документов. Ребята в концепции не объясняют, как они будут всю работу по реформированию проводить (то есть, нельзя понять, какие работы будут проводиться, какие результаты должны получаться, как они связаны).

Сама концепция не имеет раздела "Назначение документа" - немного о том, зачем она нужна, написано во введении. Поэтому будем считать, что концепция - это формальный (обязательный к исполнению) документ, фиксирующий заинтересованные стороны, интересы которых будут учитываться при реформировании, и, собственно, эти самые интересы. В документе, помимо этого, зафиксированы цели всей реформы до 2020 года, количественные критерии оценки (как будет решаться, что реформа прошла хорошо) реформы. Такая комбинация поможет нам узнать, какие интересы каких заинтересованных сторон нам обещают учесть и какие будут учитываться по факту (потому что в одном документе собраны обещания и "линейка" для проверки выполнения этих обещаний)

Концепция довольно громко анонсирована на сайте министерства связи нашей страны (большой баннер на момент написания заметки был на главной странице), ее можно скачать (на всякий случай я оставил себе копию). Этот документ - один из результатов работ по созданию штуки, который фиксирует состояние тех семи категорий, про которые можно прочитать в отдельном посте. Я предлагаю посмотреть для начала на заинтересованные стороны и на возможности для изменения (остальные категории посмотрим как-нибудь в другой раз). Всё, что я напишу дальше, даже не результаты моего анализа, а практически цитаты из документа (анализ заключается только в том, что я раскидал текст по понятным категориям - что, вообще-то, неплохо было бы сделать разработчикам текста).

  • Заинтересованные в реформе стороны (и возможности для создания реформы, которые они предоставляют).

    • Правительство РФ как инициатор работы (концепция разработана, потому что правительство поручило ("во исполнение поручения")).

    • РФ как пользователь, выгодоприобретатель (потому что миссия почтовой связи - сохранение экономической и политической цеолстности страны).

    • Граждане, органы власти, юрлица как пользователи (потому что должны получать современные услуги связи).

    • Почта как пользователь (потому что ей необходимо предоставлять убыточные услуги; денег от государства почта за это получать не может, поэтому нужно такую реформу провести, чтобы эти услуги предоставлять, но в целом не обанкротиться).

    • Росстат, Роскомнадзор, Минкомсвязи и неопределенные конторы, которые будут опрашивать население, как контролирующие результаты выполнения реформ (данные, при помощи которых будет измеряться результат реформ, предоставляют эти организации).

    • Минкомсвязи как спонсор (будет обеспечивать введение нужных законов).


В концепции зафиксированы результаты анализа текущего состояния (что разумно: нельзя что-то менять, пока ты не поймешь, как оно сейчас устроено). Исследование в разделе "Современное состояние рынка услуг почтовой связи". Все услуги делятся на письменные сообщения (письма, например), отправления с товарными вложениями (посылки, мелкие пакеты), почтовые денежные переводы. Уже это деление заставляет нас задуматься о том, каким заинтересованным сторонам отдается приоритет и какие учитываются. Смотрите: с точки зрения граждан это деление понятно, но не слишком интересно. Вот есть гражданин-пенсионер. Ему от почты важно пенсию получить, за квартиру заплатить, на какую-нибудь газету подписку оформить. Есть гражданин-молодой человек. Ему от почты важно в интернете заказанную штуку получить. Деление услуг совсем другое. Похоже, исследование проводилось только по той статистике, которая есть у ребят под рукой - никаких дополнительных работ проведено не было. А под рукой у них услуги делились не по потребностям граждан, а по способу их предоставления (то есть, по тому, как сама почта их предоставляет).

Заметим еще одну важную вещь. Явно в тексте выделяется государство как субъект (что-то, у чего есть цели). Ни государственные органы, ни юрлица, ни граждане субъектами в тексте рядом с государством не представлены (непонятно, какие у них цели). Цели этих групп заинтересованных сторон можно достать лишь немного поработав с документом. Когда вам говорят про разницу "государство для человека" или "человек для государства", то эта разница проявляется явно. Вот именно здесь: в этом документе человек для государства (цели государства важнее).

Отдельным абзацем хочу подчеркнуть выводы, указанные в концепции. По результатам исследования стало понятно, что простых писем люди и организации стали писать меньше и будут писать еще меньше. Поэтому решено взять и сделать государственную электронную почту, которая должна контролироваться государством, потому что так будет качественно.

В документе можно найти много текста, попадающего в категорию "Определение системы" (собственно, государственная электронная почта - это один из таких моментов). Сейчас мы не будем в него вчитываться - нас интересуют заинтересованные стороны, интересы которых учитывает реформа, и сами их интересы.

А теперь посмотрим, как товарищи собираются контролировать результаты реформы (у них есть показатели оценки эффективности почтовой связи - это поможет нам понять, какие интересы для них на самом деле важны):

  1. Сколько госорганов будет использовать государственную электронную почту


    Тут проблема понятна: скорость обмена информацией между госорганами очень медленная. По закону у ребят есть 30 дней, чтобы дать ответ гражданину на запрос (и они могут продлить этот срок еще на 30 дней). Понятно, что, будь у них нормальная безопасная электронная почта с цифровой подписью, сроки можно было бы сократить.

  2. Сколько граждан должны будут пользоваться государственной электронной почтой

    Тут можно подумать, что у нас в стране просто никто не пользуется почтой и интернетом, поэтому почта решила, что можно взять и большой кусок безинтернетных людей наградить госудерственной электронной почтой. Но на самом деле интернетом пользуются у нас больше 60% людей в стране. Очень странный критерий оценки реформы.

  3. Сколько граждан довольны качеством работы почты.

    Оценку будут давать социологические исследования. Никаких заранее определенных потребностей, удовлетворение которых будет оцениваться количественно. Только опрос на улице.

  4. Сроки доставки.
    Здесь я графики рисовать не стал: там всё просто и понятно - быстрее доставляем разное каждый год.



По поводу заинтересованных сторон и их интересов после прочтения документа моя позиция такая. Граждане как заинтересованные стороны фактически не учитываются. Я не вижу никаких результатов исследования потребностей граждан: приводится статистика по критериям, которым уже сто лет в обед (разделение на письма, товары и денежные переводы). Нет никакой градации по населенным пунктам, возрастным группам - ничего такого. Зато есть ярко выраженная потребность обеспечить политическую и экономическую стабильность государства и (как мне кажется, реакция на эту потребность) необходимость создания государственной электронной почты с довольно жесткими условиями использования этой почты гражданами. В критериях оценки реформы нет никаких количественно оцененных потребностей граждан (потому что они не исследовались), есть только уличный опрос удовлетворенности качеством работы почты. Органы власти не обделены вниманием (для них тоже предлагается внедрение электронной почты, но не в таких жестких рамках) - это косвенно учитывает интересы граждан (потому что госорганы, вроде бы, обслуживают граждан; будь они эффективнее, гражданам было бы легче жить).

В итоге концепция в лучшем случае плохая (с моей точки зрения как гражданина), а в худшем (с той же точки зрения) - вредная и опасная (из-за желания контролировать переписку граждан и каким-то непонятным путем заставить всех пересесть с гуглопочты и яндекс-почты на государственную электронную почту).


?

Log in

No account? Create an account