aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Экспозиция в трамвайном музее Нюрнберга
aeshnik
В Москве ежегодными парадами отмечают день рождения трамвая. На таком ежегодном мероприятии я был дважды - на 115-тилетие московского трамвая и на параде троллейбусов. В обоих случаях приходилось либо признавать, что мосгортранс не умеет делать такие мероприятия (то есть, цели он себе ставит правильные и хорошие - типа популяризации общественного транспорта, но выполнить их не может), либо целенаправленно объясняет людям, что это люди должны мосгортрансу, что стоят в очередях хорошо и пусть люди вообще заткнутся. После того, как на недавнем параде трамваев мосгортранс решил вломить ребятам, защищающим троллейбус, я полностью убедился в правильности второй версии.

Но если взглянуть чуть шире - за пределы самого ежегодного мероприятия - то станет понятно, что только таким способом общественный транспорт не популяризовать. Нельзя на 12 миллионов человек раз в год устраивать выставку техники (даже если бы мосгортранс умел это делать) и думать, что людям этого будет достаточно. Нужен внятный институт, который будет возросшую потребность регулярно и вовремя удовлетворять. Тогда и очередей не будет. Вот, может, каким-то чудом директора Мосгортранса скинут, и внезапно придет какой-нибудь внятный мужик, отстроит институты.

А пока я расскажу про то, какой музей в Нюрнберге отстроили местные институты (про сами институты я уже попытался рассказать в предыдущей заметке). Почему вообще вся эта транспортная штука кажется мне интересной и важной я расскажу в конце заметки - и так уже слишком большое вступление получилось.

Музей общественного транспорта называется историческим депо, расположен в настоящем трамвайном депо шириной в шесть трамваев на улице Schloßstraße в доме номер 1.
DSCF9519

Сбоку здания есть вход со старым кассовым аппаратом, услужливыми ребятами и кучей артефактов на продажу (от книжек до моделек ручной сборки в единственном экземпляре). Войти можно за пять с половиной евро, но странно просто купить входной билет. Гораздо интереснее купить билет на поездку на старом трамвае вокруг старого города и близ фюреровских построек за 8,5 евро. Этот же билет работает и на вход в музей, за него же вы получите рассказ о городе в старом трамвае.


В музее трамваев ожидаешь увидеть трамваи. Здесь их, конечно же, порядком. От вагона конки до разных служебных помывочно-убирательных.
Historische Straßenbahnen

Но этим-то особо сложно удивить. В Питере, например, можно найти трамвайное депо с хорошими экспонатами. Интересно, что здесь в разные вагоны можно заходить и активно с ними взаимодействовать. Нажимать на кнопочки, щелкать рубильниками. Всё это, как правило, приводит в действие какую-то часть вагона: лампочки начинают мигать, щетки двигаются. Детям, конечно, огромное удовольствие.
Tram controls

Вообще, музей на редкость интерактивен. Всегда можно найти какой-нибудь стенд, что-то на нем нажать и привести его в движение. Вот, например, экстренный тормоз:


Или простой экспонат с динамо-машинкой. Если ее крутить в одну сторону, трамвайчик едет прямо. Если в другую - назад. Вот и понятно, как трамвайчики ездят: кто-то крутит генератор, ток передается по проводам трамваю. Поехали.
Electricity generation exposition

Отдельная находка - вагон где-то из поздней веймарской республики раннего нацизма. Ты в него входишь - а на скамейке чья-то корзинка для пикника с билетом для туристов. На стенах наклеены военные плакаты. А из динамика раздаются короткие рассказы пожилых и не очень пассажиров: кто-то про родителя-вожатого рассказывает, кто-то про то, как с американским солдатом ехал в трамвае, кто-то еще свою простую житейскую историю. И вот так потихоньку тебя и окунает в прошлое - в том смысле, что прошлое для тебя становится не какой-то непонятной штукой из книжки, а таким же, как и настоящее, просто ты тогда не жил.


Приятно, когда говорят "музей трамваев", а имеют в виду музей транспортной системы. То есть, ты можешь увидеть не только подвижной состав, но и узнать что-то про окружение подвижного состава. Очень приятно, когда тебе могут внятно рассказать про то, по чему вагоны ездят. В музее есть целый уголок про стрелки. Те самые, которые дают трамваю поворачивать. Ребята взяли и прикрепили большой кусок полотна к стене.
Tram switch exposition

Рядом разместили кусочки системы. Электрическую часть с разноцветными проводами.
Tram switch exposition (electrical part)

Схемку, чтобы было понятно, как эта конструкция узнает, газует ли трамвай, проезжая датчик, или на холостом ходу его проскакивает (именно от этого зависит, в какую сторону переключится стрелка).
Tram switch exposition (scheme)

Ну и разрезать полотно не забыли, чтобы механическую часть конструкции показать:
Tram switch exposition (in detail)

Это, конечно, у ребят музейный экспонат. Сейчас трелки так уже не переключаются. Но узнать о том, как было раньше - это же замечательно. Сразу "плоская" трехмерная картинка получает объем в четвертом измерении. Кстати, это другая интересная особенность музея. Здесь ребята очень четко привязывают экспонаты ко времени. Можно спокойно взять и нарисовать таймлайн, на котором распологать экспонаты. Впрочем, это часто сделано уже за нас: есть таймлайн, на котором разложены разные рельсы и способ их укладки в разное время.
Rail profiles

Профили снабжены доской с датами и комментарием о том, когда и почему рельсы укладывали именно так.
Tram rail technology description

Заметили, как мы плавно перешли от того, что, собственно, оказывает услуги пассажирам, к тому, что это оказание услуг обеспечивает? Рельсы нужно укладывать - это разная технология, которая как-то менялась со временем. И ребята об этом отлично рассказывают. Не забывают они рассказать и о другом обеспечивающем кусочке. О ремонте. Вот, например, рабочее место ремонтника (без бутылочки не обошлось).
Mechanic's workplace

Когда я рядом с рабочим местом увидел эту доску - я не поверил.
Kanban board in Tram Depot

Каждый значок здесь - это вагон. Значки можно размещать по столбикам - это места, где вагоны могут находиться (разные депо и мастерские) и по строчкам (это работы, которые с вагонами проводятся в этих местах). Ничего не напоминает? А вы говорите, что всякие agile-методики из программирования пришли. Немцы спокойно себе использовали такой вот инструмент когда компьютеров еще не было.
Kanban board in Tram Depot (in detail)

Не забыли и об указателях на остановках.
Public transport sign

Поразительно, сколько разных деталек так точно друг к другу подогнаны.
Public transport sign (in detail)

Помимо прочего нам расскажут и о способах оплаты. Вот целый стенд о том, как так получилось, что стоимость проезда в течение года менялась на несколько порядков (прибавлялось множество нулей). В нюрнберггортрансе решили, что не дело это - переделывать каждый раз ценники. И выпустили свою валюту, у которой был обменный курс с обычной национальной валютой.
Inflation and public transport tickets

Мелких денег после первой мировой у ребят было мало, и расплачиваться было неудобно. Поэтому ребята выпустили свои монетки. Угловатые монетки сделали из алюминия, на которых штамповали виды городов.
Inflation and public transport tickets

Выставлена и коллекция брошюрок с расписанием.
Public transport schedules

Помимо настоящих образцов разной техники в музее есть модельки. Во-первых, огромная коллекция маленьких вагонов.
Collection of models

Во-вторых, целых два макета города. Один - во всю ширину депо (вспомним, что шириной оно в шесть трамваев).
Miniature exposition

Другой - поменьше, но в нем гораздо больше движения на единицу площади.


Время в музее проходит незаметно. Ходишь туда-сюда, читаешь разное, ездишь на старом трамвае. И день-то уже и закончился. Депо закрывается.

В конце я обещал рассказать, почему мне такое конкретное и, казалось бы, не слишком интересное увлечение кажется важным. Вот смотрите: вокруг вас есть целый (в буквальном смысле - не поломанный на части) мир. Огромный, даже если не вспоминать, что он был сильно задолго до вас. Чтобы хоть как-то с этим миром разобраться, нужно из него доставать какие-то кусочки и разглядывать их, играть с ними, класть на место. Думаю, дети как-то так и познают мир: для них это всё непонятная плоская картинка. Потом - опа! что-то шевелится, что-то можно потыкать. Любопытно, что если взять какую-то часть и начинать ее тыкать, то ты почему-то сразу забываешь о том, что мир целый. Нашел, например, хвост собаки, стукнул по нему кулаком - а собака-то от хвоста только в твоей голове отделилась. Она - раз! - и гавкнуля на тебя.

Так вот очень интересно не просто отрывать от мира кусок, а фокусироваться на каком-то, помня, что он вообще-то часть целого. Можно, например, увлечься архитектурой. Научитсья различать разные архитектурные стили. Очень интересная точка зрения. Но если не забыть, что она вообще-то определенным образом связана, скажем, с точкой зрения политической, то огромные куски мира будут познаны целиком, со связями. Например, в какой-то момент денег в стране было не много, а диктатор был не слишком большой на голову, поэтому появились здания, которые из дешевого материала пытались сделать людям удобно и по возможности красиво. Или всякие сумасшедшие диктаторы и короли любили себя восхвалять, поэтому во время их правления на улицах городов появлялись большие помпезные здания со статуями. Ты про это всё узнаешь, наблюдая только за зданиями. Та же история с общественным транспортом. Ты просто смотришь на трамвайчики, рельсы, провода, а узнаешь столько нового про мир и с других точек зрения, если знаешь, как твоя с другими провязана.
Dummy

Чуть больше фотографий можно найти в альбоме.


Posts from This Journal by “музей трамвая Нюрнберга” Tag


?

Log in

No account? Create an account