aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Про электрички ЦППК, общественный транспорт и договоры
aeshnik
Воскресенье - как раз время для таких заметок. Всё равно их никто не читает.

Недавно я побывал в Москве. Хотел добраться из точки А в точку Б на электричке. Купил билет на Белорусском вокзале, кое-как нашел платформу, дождался электрички, сел, поехал. Еду-еду какое-то время. Становится понятно, что еду не туда (с Белорусского вокзала направления три разных пригородных). Ну что делать: выхожу. Прикидываю, как до точки Б добраться. Вижу: быстрее на метро. ЦППК получил от меня за поездку до не нужной мне точки Ц те же 32 рубля, что и до точки Б. Так что, думаю, проблемы с пересадкой (это ж вообще, кстати, отдельная дикость - проблема с выходом откуда-то) быть не должно. Тыкаю билетиком в турникет на выход - а он мне красную лампочку в ответ. И тётушка, приставленная к турникету, "красную лампочку".
IMG_5755

Ну что ж делать - иду в кассу на выход на другой платформе через надпутевой мост (хорошо, что я не дед и мне не нужен лифт - лифта тут нет; так бы и помер). Прихожу - а касса только кэш принимает. А у меня кэш-то неправильный в кошельке. Только карточка. Объясняюсь с очередной тётушкой. Она понимает, что формальный институт настроен через жопу, и, как это обычно в таких случаях бывает, работает неформальный: тётушка меня пропускает, напутствуя, чтоб я был внимательнее.

А после всего у нас в твиттере завязалась переписка с управляющей компанией столичных электричек (одной из двух) и товарищем (внизу можно будет полистать).

Из этой переписки (прости, Вань, но ты же не ожидал, что за 120 с копейками символов будет понятно, почему я высмеиваю ЦППК) стало понятно, что и служба медиа-маркетинга ЦППК, и мой товарищ слегка боготворят конкретные формальные институты. Я же различаю конкретную реализацию формального института (например, в этом случае - конкретные условия обслуживания конкретной ЦППК) и формальные институты как способ фиксировать договоренности. Последние жизненно необходимы. Первые могут быть плохие и их нужно подвергать сомнению, менять, отменять.

Почему в этом конкретном случае формальный институт (условия обслуживания ЦППК) плохой более-менее быстро можно объяснить. Если исходить из того, что общественный транспорт нужен в городе, чтобы людям на нем добираться из точки А в точку Б было удобнее, чем на своей личной тачке, то любая управляющая компания Москвы должна наизнанку трижды вывернуться, чтобы себе пассажира забрать. Потому что, чего уж говорить: Москва - город для автомобилей. Только несчастные ездят на пердящем в себя стоящем в пробке автобусе, вообще ни разу не интегрированной в систему электричке.

Как нужно выворачиваться наизнанку ЦППК? Сделать так, чтобы я, как и в случае с метро и наземным общественным транспортом, не думал об их направлениях и тарифных сетках, перемещаясь по городу; чтобы я вообще не знал о существовании ЦППК и МТППК (сюрприз - по ленинградскому направлению ездят электрички другой фирмы, ее билеты и билеты ЦППК несовместимы); чтобы я не должен был открывать карты в сотовом в попытках пересесть с метро на электричку; чтобы, будучи малоподвижным, я не должен был ходить по лестницам туда-сюда. То, что ЦППК продает мне билет от конкретной станции А до конкретной станции Б за 32 рубля, и я не могу за те же 32 рубля доехать в другую сторону внутри города - нехорошее правило. Если, конечно, мы допускаем, что общественный транспорт нужен в городе, чтобы людям на нем добираться из точку А в точку Б было удобнее, чем на своей личной тачке.

А в части электричек в Москве он не для этого (он и в другой части не особо, но тут особенно). Он работает как запроектировано: ЦППК и МТППК получают субсидии на перевозку льготников и ставят всюду ограничители на вход и на выход, чтобы заставить льготников и остальных пассажиров отчитываться о проделанных поездках. Обеим кровь из носу важно заставить пассажира рассказать, откуда до куда он проехал, потому что никто им не даст катать льготников две остановки по цене всей Москвы. Конечно, можно вспомнить эти замечательные терминалы, принимающие бесконтактные оплаты картами. Но принципиально электрички в Москве как были поездами для выезда из города, не встроенными в остальной общественный транспорт города, так ими и остались.

Пока мне нужно будет два разных билета на метро и на электричку, так оно и будет. Пока мне нужно будет думать о направлениях езды и о движении вплоть до станции, так оно и будет. И это, конечно, стыд и позорище. И не сказать, что расстояние между ЦППК и, скажем, немецким с-баном можно описать выражением "как до Китая раком". Просто чтобы эту проблему исправить, ЦППК должен начать договариваться с соседними лавками (горизонтальные связи налаживать) и своих боссов сверху пинать (вертикальные по направлению снизу), а не внутри себя что-то чинить. А ни то, ни другое нам что-то особо не свойственно.





?

Log in

No account? Create an account