aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Маленькие дела
aeshnik
Съездил пару недель (на самом деле уже почти месяц - так быстро и незаметно он прошел) назад с товарищем в Гамбург. Это первый раз, когда мы куда-то ездили вдвоем. Постоянно вместе: завтракаем, бродим по городу, плаваем на лодках, пьем пиво. Первый раз, когда нормально могли поговорить про разное - привыкнув друг к другу, не дергаясь, обсуждать спокойно сложные и не сразу понятные вещи. Мне многое из этих разговоров запомнилось. Хочется это прожевать и оставить здесь.
IMG35

Одна из таких вещей - "маленькие дела". Одна из вещей, которая загужена у товарища - это различие маленьких и больших дел в контексте изменения окружающей среды. Например, навести порядок в своем подъезде - это маленькое дело. Большое дело - сделать так, чтобы воров вокруг сажали. У больших и маленьких дел есть еще одна связь: маленькие дела, конечно, можно делать, но если никто не будет делать большие, то никакого проку в маленьких нет. Так, если кратко, можно эти два понятия из головы товарища (и, думаю, из головы многих других ребят) можно описать.

Интересно на маленькие и большие дела взглянуть в контексте конкретных людей. При такой постановке все дела, которые имеют непосредственное отношение к говорящему, нужно признать маленькими. Убраться в квартире, прочитать хорошую полезную книжку, построить свой дом - все эти дела при такой постановке маленькие. А вот сделать так, чтобы не воровали (или чтобы воров сажали в тюрьму), чтобы выборы были нормальные, чтобы мудаки не ходили по выставкам и спектаклям, срывая их, чтобы на родину супостаты не покушались, чтобы истинный дух нации жил - это почему-то дела большие.

Такая позиция мне кажется унизительной для говорящего.

Давайте отвлечемся и подумает про мировую историю. У нас у всех в школе было что-то, что принято называть мировой историей. Там, как правило, перечислялись войны, убийства, изменения границ стран - такие факты. (К слову, до кучи нам в голову загружали, что только так, как произошло, и могло случиться, - но это отдельный вопрос). Совершенно не ясно, почему точка зрения (буквально - как то, через что смотрят на объект и получают мнение, а не само мнение) на мир через войны, измнения границ и житие правителей называется мировой историей. Такую историю правильно называть историей войн и смертей правителей. Под мировой историей правильно было бы понимать жизнь каждого человека со всеми случившимися и неслучившимися (привет, историцисты, у которых история сослагательного наклонения не имеет) событиями, фактами.

Вернемся к точки зрения малых и больших дел. Если малые дела - это дела, которые имеют непосредственное отношение к человеку, в том числе к говорящему о таких малых делах, то для него эти дела должны быть самыми важными. Что есть важнее в мире, чем ты сам? Перед тем, как отвечать на вопрос, нужно вспомнить, что эгоизм и индивидуализм неплохо бы различать. Важнее ничего нет. Если кто-то скажет, что важнее его самого его ребенок, то совершенно не ясно, почему в самолете этот кто-то (если он не идиот, конечно) маску кислородную сначала натянет себе, а потом ребенку. Это не вопрос любви к себе, это вопрос простой возможности сделать что-то тому, кто тебе дорог. Ты сам - единственный инструмент это сделать. Если ты о себе не позаботишься, то ничего полезного другим людям не сделаешь. (Не говоря уже о том, что своим безграничным желанием отдавать и не заботиться о себе внятным другим ребятам ты будешь причинять только боль и страдание).

Так как же можно считать те дела, которые имеют непосредственное отношение к тебе самому менее важными, чем что-то другое? Без этих "малых" дел (и без целей и желаний, которые ими двигают) нельзя будет разобраться, какое отношение к тебе имеют те "большие", чего тебе от них хочется. А значит, не будет понятно, как эти "большие" дела делать.

Позиция, с которой "малые" дела признаются менее важными, чем "большие", кажется мне просто бессмысленной для того, кто ее занимает.


?

Log in

No account? Create an account