aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Дилльберг во франконском Альбе
aeshnik
Как и предыдущий маршрут на Хиртенберг, этот нашелся на сайте местного транспортного объединения.


Нужно заметить что, как и в прошлый раз (и, похоже, как обычно во время пеших прогулок или пробежек) я в основном не любуюсь красотами (хотя, трачу и на это время тоже), а обсуждаю что-то сам с собой. Придумываю какие-то ситуации, отыгрываю их. Как правило, происходит такое из-за того, что меня что-то беспокоит; и таким образом я пытаюсь разобраться что именно, чтобы уже перестать расстраиваться или волноваться. И именно эти мысли занимают большую часть времени прогулки. Ну, или по крайней мере, потом кажется, что прогулка состояла в основном из них. Поэтому, а также потому что эти мысли для меня важнее придуманных специально для фотографий подписей, я просто размещу здесь сколько-то фотографий, снабдив их небольшой заметкой о том, о чем я подумал, гуляя в этот раз.
P1120270

Прогулка, как и с вершиной Хиртенберг, началась в маленьком Пёллинге - небольшом районе города Ноймаркт-ин-дер-Оберпфальц. И здесь попадаются любопытные детали, если не забывать смотреть по сторонам.
P1120271

Как и в прошлый раз, проходя по городской улочке, наблюдаешь те самые холмы, по которым тебе предстоит бродить ближайшие три часа.
P1120272

Потратив какое-то время на пополнение гугл-карт фотографиями и часами работы местных заведений, я вышел из города на маленькую проселочную дорогу.
P1120277

Фото значка маршрута - последнее, на что не наложился разговор самого с собой.
P1120278

Взгляд на Пёллинг - и понеслось.
P1120279

Дело в том, что у меня есть один друг еще со школы. Так как эти тексты если и попадаются тем людям, который я вижу вживую, они не спешат ими делиться, я могу вполне быть уверен, что заметка если и дойдет до него, то спустя довольно много времени. Что будет интересно обсудить и мне, и ему. А, может быть, дойдет гораздо раньше. Что тоже неплохо: правда, обсуждать ее будет в этом случае незачем. Может так выйти, что наши общие знакомые наткнутся на эту заметку. Что ж, тогда, как мне кажется, им будет проще продолжать оставаться добрыми знакомыми с моим другом и дальше.
P1120281

Мой друг недавно переехал довольно далеко от дома, заодно переоткрыв для себя то, как мир устроен на самом деле (тут не грех будет вспомнить предыдущую заметку). Сделав для себя это важное открытие (он предпочитает его описывать так: "Вдруг обернешься и поймешь, что всё это время шел куда-то не туда"), он начал считать, что теперь должен обязательно открыть глаза на происходящее всем близким людям. Будто бы все остальные еще не успели догадаться, как мир устроен на самом деле, и им обязательно нужно помочь, даже против их воли. Не хотят, противятся, обижаются? Что ж, мотивы-то благородны. Если они, глупые, никак не могут распознать всю прелесть чудесного нового мира, который мой друг наконец-то увидел, то это их проблема. А если обижаются - то сами дураки, нечего с ними иметь дела.
P1120284

И вот такую ситуацию я и пытался обсудить со своим воображаемым другом. Мне представилось, что мы - я, мои друзья, - приехали к нему в гости. Сели пить чай на уютной веранде с большими окнами (бабушкина веранда с дачи). Разговариваем о всяком и, как это у меня с другом в жизни бывает, разговор неминуемо скатывается к его новому открытию. И он снова пытается в привычной для себя манере объяснить друзьям, как же мир устроен на самом деле.
P1120285

Моим друзьям в этой воображаемой ситуации неловко по двум причинам. Во-первых, потому что они никогда не стали бы доставать свои ценности из своей головы, чтобы их обсудить с другими, забыв при этом, что после этой процедуры ценности перестают быть наиважнейшими в жизни. Ровно потому что они покинули голову того, для кого они такую важность представляют. И то, что их собеседник совершает ровно такую ошибку, доставит им некоторое неудобство: они же знают, что это довольно глупая затея. Наряду с попыткой обратить в свою собственную веру кого-то. Во-вторых, моим друзьям будет некомфортно, потому что раз мой неспокойный друг проделывает такое упражнение, то волей-неволей они позволят себе проделать такое же с ним, посмотрев на его поступок через свои ценности. И тогда он - мой вновь открывший для себя истину друг - покажется им совсем жалким. А они не любят заставлять людей чувствовать себя такими без крайней необходимости.
P1120289

И я представляю, как они продолжают это упражнение проделывать. Или, правильно сказать, это проделываю за своих друзей я. В ответ на агрессивные попытки объяснить, как на самом деле устроен мир, я пробую объяснить, что невежливо доставать у себя из головы свою систему ценностей, пытаясь запихнуть ее в голову другим, будто она в самом деле лучше их системы ценностей. Это людям может быть неприятно, и всё, чего удастся добиться, - это ссоры. Чтобы это утверждение подтвердить, я договариваюсь о том, что смогу взять некую другую систему ценностей, на которой можно будет построить очень стройную и ровную конструкцию, описывающую ситуацию моего прогрессивного друга. И друг в этой ситуации будет выглядеть очень глупо. Так мы и поступаем. Вместо его системы ценностей, состоящей из материального благополучия, я выбираю другие ценности. Выбираю убеждение, что в жизни всё будет хорошо, если у тебя есть свобода перемещения, свобода нанимать и быть нанятым, свобода общаться с дорогими тебе людьми. То, что такие убеждения бывают, спорить глупо. То, что их могут разделять вполне успешные даже в смысле материальных ценностей люди, тоже глупо. И вот через такие ценности поступок, который совершил мой активно помогающий остальным друг, выглядит совсем плохо. Потому что он, не рискуя быть убитым или посаженным в тюрьму, выбрал переезд и добровольное отсутствие возможности выбираться не то что домой, но в любую другую точку мира. Он предпочел возможности нанимать и быть нанятым довольно продолжительную необходимость ничего в этом смысле не делать. И, наконец, возможности просто позвонить и встретиться с друзьями он предпочел уединение и отсутствие такой возможности. Это в другой, отличающейся от его, но вполне имеющей право на жизнь системе ценностей - очень глупый и плохой поступок. Более того: через эту - другую систему ценностей очень интересная сторона его благородной войны за истину в головах других проявляется. Это же сложно: своим собственным решением взять и отказаться от общения с близкими тебе людьми. Поэтому ты - через ссору, которая получилась как бы по вине не слишком умных знакомых - переоткрываешь для себя этих близких людей, ссоришься с ними и отдаляешь их от себя. И вот уже не так трудно делать то, что задумал.
P1120294

Такие фантазии я всегда заканчиваю так, как мне не хотелось бы, чтобы они закончились в жизни. Мой монолог на друга желаемого мной впечатления не производит: он просто обижается на то, что есть некоторые ценности, смотря на мир через которые становится ясно (хотя, здесь правильно было бы написать "кажется"), что он сделал глупость. Решить такую головоломку он предпочитает не признанием того, что разные системы ценностей могут быть правильные одновременно, но продолжает довольно неловкие попытки отстоять правдивость системы ценностей своей вместе со своим выбором. Как будто это и вправду спорт, и победить может только один.

Я прекращаю этот разговор, признавая, что проиграл (я и в самом деле проиграл - мне так и не удалось помирить моего друга не только самого с собой, но и со своими остальными друзьями). И обращаюсь к одному из гостей: "А не поехать ли нам завтра в горы". Зная, что у моего вновь открывшего истину друга завтра дела, и поехать он с нами не сможет. "Но ты же здесь надолго. А мы только погостить. Ты знаешь, как нас найти".

На этом сценка в голове завершается, чувствую я себя до сих пор неприятно. Но значительно сильнее, чем раньше. И можно попробовать разобраться почему. Может быть, дело в том, что я не воспринимаю себя только как человека здесь и сейчас? Может быть, потому что того паренька из второго класса, сидящего за партой и удивляющегося новоприбывшему однокласснику, делающему - первый раз в моей жизни из всех! - доклад... потому что того паренька я не считаю чем-то отдельным, а понимаю буквально, что это я? Что люди, с которыми я в течение всей своей жизни что-то обсуждал, что-то делал - это в совершенно понятном (и тут нет места метафизике) смысле часть меня, и мне было бы очень неприятно понимать, что вдруг часть меня осталась частью только в одном времени. Что больше эта часть никак не сможет измениться иначе, чем в результате таких вот умственных упражнений или моей собственной деятельности.

И вот на этой мысли мне становится спокойно. Понятно, в чём проблема. Понятно, как можно себя вести и как честно себя вести. Всё снова на своих местах.
P1120295


Posts from This Journal by “путешествие” Tag

  • Поход на Хинтерберг

    Хиртенберг - это возвышенность (сложно назвать ее прямо настоящей горой), с которой открывается замечательный вид на городок Хартенштайн с…

  • Вернулся домой из дома

    Любопытно: когда я учился в университете (и немного в старших классах), я жил один. На выходные ездил к родителям иногда. И каждый раз, садясь в 11-й…

  • Балконы Пальмы

    Пальма - это такой полумилионный почти город на испанском острове Майорка. Я от города не ожидал ничего интересного: думал, что там будут отели,…

  • Дахау

    Вот давайте прикинем: что мы знаем про Дахау? Правильно: Дахау = концлагерь. Вот и Гугл мне рассказывает, когда я его спрашиваю про Дахау, что это…

  • Утренний Берлин

    Между Берлином и Нюрнбергом всего каких-то 440 километров на машине. На автобусе пять часов езды (шесть, если тому захочется заехать в какие-нибудь…

  • Эрланген

    О том, как я ездил на велосипеде в Эрланген и обратно, можно почитать в отдельной заметке. Эрланген - городок к северу от Нюрнберга, километрах в…


?

Log in