aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
CDIO академия
aeshnik
Во вторник (19.11) в Сколтехе случилась презентация программы CDIO.

Сама по себе CDIO - это не программа. Это, за неимением лучшего обозначения, набор практик (знаний и немножко инструментов), которые, если их применить, должны сделать так, чтобы вышедший из университета студент был с ходу полезен работодателю. А эта готовность определяется через овладение чересчур разросшейся совокупностью инженерных знаний и получение навыков эти знания использовать. CDIO переводится как "планировать - проектировать - производить - применять", что, по идее, расшифровывает использование знаний. Подробнее на 20 страницах в бумаге "Всемирная инициатива CDIO" под ред. А. И. Чучалина.


К сожалению, на первую часть семинара (кстати, программа мероприятия, для истории) позвали только совсем редких товарищей (по правде говоря, и на вторую-то не особо звали: я узнал про событие от Кирилла). А именно на ней, похоже, предметно рассказывали о том, что это такое. Во второй части (на которой, судя по словам Кристины Эдстрем (Director of Educational Development), должны были появиться всякие политики: "Меня просили сделать эту презентацию как можно более простой, потому что здесь должны были быть политики") было про то, что это за CDIO и про программу переобучения преподавателей. Потому что, по идее, преподаватели должны быть сами большими молодцами в понимании CDIO, создать такие программы обучения, чтобы студент выходил соответствующий определенным требованиям. Это пилотный проект Томского политехнического университета и Сколтеха, в рамках которого товарищи планируют обкатать программу, оценить результаты и, наверное, масштабировать это в какой-то момент.

Немного заметок, сделанных по ходу выступлений (это не прямые цитаты, это интерпретация высказанных мыслей, разумеется; можно считать это нудотой для себя - вряд ли кому-то будет интересно это перечитывать).
Михаил Мягков:
- Цель - не ни к чему не обязывающие договоры о намерениях, а нормальные общие программы обучения.
- Если вы (к собравшимся) чего-то хотите получить от Сколтеха - дайте нам знать, мы с удовольствием будем сотрудничать.
- CDIO - системный подход.

Александр Иванович Чучалин, проректор Томского политехнического университета:
- Цель программы - как минимум проинформировать о CDIO. Как максимум - сформировать компетенции руководителей и преподавателей ВУЗов.
- Ничего абсолютно нового в CDIO нет. Принципы давно и успешно фрагментарно используются в образовании в России. Главная ценность - системность.
- CDIO Syllabus (Syllabus, Syllabus Report на cdio.org) - требования к результатам обучения, системно "на четырех этажах" разложены требования к результатам обучения.
- CDIO Standards - объясняется, как можно достичь требований.

Александр Иванович подробно рассказывал о программе (переобучения преподавателей, пилотно которую планируют запустить в начале 2014 года). Его презентацию, как и презентацию других участников встречи обещали со временем опубликовать на cdiorussia.ru в разделе Материалы. (Еще говорилось, что это сайт временный, может быть откроется другой и туда всё переедет. Поэтому я сгрузил интересные материалы на свой хостинг и ссылаюсь на него в посте).

Йохан Малмквист (по скайпу):
Странное "включение" из Швеции, во время которого господин Малмквист представил четырех людей, одним из которых был он, а другим - следующий докладчик.

Кристина Эдстрем (Kristina Edström):
Показывала (по причине, указанной чуть выше) урезанную версию своей большой опубликованной презентации.
- What is CDIO? It's an idea. Thinking about stakeholders (which may have requirements). It's problem solving approach (necessary, but not enough), it's personal approach (necessary, but not enough).
- Master a deeper knowledge of technical fundamentals.
- Lead the creation and operation of new products, processes and systems.
- Understand the importance and strategic impact of research.

- What is CDIO? It's a methodology. "Rethinking engineering education" mentioned (as a very boring book with lots of words, she's one of the authors by the way). Metaphor: the old Maidenhead Railroad Bridge - made by british architect almost a hundred and a half years ago. A good one, but why we don't just copy it, but build something new like Oresund bridge? Because of the competence.

- What is CDIO? A community. Everyone can improve a course if it means that a teacher works 100 hours more, though you can't force them to work for 100 hours more. First strategy - use existing resources.

- Some meeting mentioned (European, 16-17 January, Chalmers University), 10th International CDIO Meeting (June 2014, Barcelona)

Олег Иринархович Ребрин, директор высшей инженерной школы УрФУ:
- начали работу приблизительно 2 года назад, не было бакалавриата, всех "образовательных чудес".
- 13 июня 2013 года в MIT представляли свои результаты.
- Уральская горно-металлургическая компания (УГМК) сказала, что ей надоело платить за неподходящих ей студентов. Сказали, что будут платить, но если ВУЗ будет выпускать нормальных студентов.
- Набрано 25 человек на металлургию. Набор шел на направление, готовился под конкретный заказ от работодателя. Адресная финансовая помощь. Актуализация программы под заказ работодателя.
- Чтобы реализовать задачу, пошли на эксперимент. Группа выведена в экспериментальную обособленную группу. Отдельные преподаватели, группа не учится в общем потоке, учатся на своей территории.
- Результаты обучения - ясные формулировки того, что должен знать, понимать и продемонстрировать студент.
- Сделали руководство по результатам обучения при проектировании образовательных программ (можно попросить или посмотреть).
- Результаты обучения формировались совместно с работодателями.
- Карта модулей - вводит соответствие между модулями и результатами, которые генерируют модули.
- Гуманитарный модуль привязан к результатам, описанным в Cyllabus CDIO (личностные компетенции, работа в коллективе, коммуникации...).
- Естественнонаучный модуль вводит первый проект.
- Общеинженерный модуль вводит серьезные дисциплины, проект. Студенты получают требования - как "хотелки" стейкхолдера. И дальше они должны включать мозги: например, если по-уму, то сделать архитектуру, привязать ей структуру. Использовать много разных навыков - от тех инженерных, которые они знают, так и общие (презентационные, работа в команде).
- Модуль введения в инженерию - осознание своей профессии, экология...
- На старших курсах предлагаются действительно сложные проекты, в которых рождаются прототипы (на 3D-принтерах, например).
- Созданы рамочные стандарты технического образования высшей школы УрФУ: взаимодействие с работодателями, результаты обучения как основа проектирования инженерных программ...
- http://hse.edu.urfu.ru/ingener2/

Вопрос: что важнее - коммуникейшн скилз или продакт энд билдинг скилз?
Ответ: когда принесли программу с увеличенным английским, коммуникацию, работодатель ответил: "Нашему сотруднику не надо всякого, кроме русского рабочего". Но их переубедили. И в инженерном образовании планируется международные коммуникации, воспринимает CDIO как инструмент для передачи практик, наложению коммуникативных практик.

Вопрос: как вы заставляете гуманитарный модуль служить вашим результатам?
Ответ: преподаватели гуманитарного модуля организовали команду, договорились как вести. История, например, инструмент для организации философских споров.

Вопрос: баланс между аудиторной и самостоятельной работой. Какой у вас?
Ответ: хочу развеять миф о "54 часах". В нормативных нормах этого нет. Есть резерв для увеличения самостоятельной работы. В стандартах прикладного бакалавриата 40% лекционных. Отметил, что самостоятельная работа - это не когда сам иди тупи, это когда есть контакт с одним или несколькими преподавателями связь.

Вопрос: астраханский гос.университет. Не кажется, что нужно специализировать дисциплины. Проводили ли соотнесение между компетенциями Syllabus и ФГОС.
Ответ: сдержанно отношусь к компетенциям ФГОС, особенно к ФГОС-3. Важно, что каждый результат обучения проверяется. Удалось увязать цели и результаты (показывал табличку). Есть третий уровень детализации.


---
Материалы по теме:
- аудиозапись второй части мероприятия;
- CDIO Syllabus Report;
- CDIO Syllabus v 2.0;
- всемирная инициатива CDIO: стандарты, из сборника материалов CDIOrussia.ru;

?

Log in

No account? Create an account