?

Log in

No account? Create an account

aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Про реальность и историю
aeshnik
Когда я был совсем мелким - еще в школу ходил - задумался вот о чем. Есть же люди, которых принято считать плохими. Воры там, убийцы какие-то (да, тогда по телеку во всю уже крутили дорожный патруль). Но они же, вроде, тоже люди. Если они такие же люди, как и я, то они понимают, что делают плохо. А зачем же они тогда делают плохо - я же понимаю, что делать плохо нельзя. И тут всё становилось запутанным: то ли они не такие же люди, как я. То ли он делают что-то не плохое. Помню, что я решил, что у них свое плохое и хорошее - не такое как у меня. Но большого значения этому не придал.

Спустя какое-то время я узнал забавную байку. Звучит она так. Бабушка из Северной Кореи, конечно, не дура: понимает, что в США люди лучше живут. Им в два раза больше риса на карточку выдают.

Еще чуть позже прочел у Клемперера (профессор, литературовед, еврей, прожил в Дрездене какое-то время, пока в Германии лютовал Гитлер) переживания о том, что, несмотря на интеллект, всё равно в него адская пропаганда и бред проберется, как он ни старайся.

А вот недавно узнал, что про это всё уже подумали, назвали результат размышлений теоремой Томаса. Она говорит нам, что если человек что-то считает реальным (правдивым, настоящим), то это что-то проявится в результате действия человека. В этом смысле любой бред сумасшедшего - как интерпретация окружающего мира - вполне реален (для него), действовать этот сумасшедший будет в соответствии с реальным (для него) бредом. И, понятно, с действиями реального человека уже ничего особо не поделаешь - вот они, существуют. Дальше мы просто немножко раздвигаем границы деятельности (той, которую видно - коробку с места на места перенес) на мыследеятельность (подумал и решил что-то для себя), и всё. У каждого в голове свой собственный маленький мирок, который для него реален. И если про всю вот эту шелуху, которую я чуть выше написал, не думать осознанно, все остальные мирки будут казаться глупостью необъяснимой.

Всё это я пишу с понятной целью. Надо заметить, что если у людей есть такое интересное свойство - делать нереальные вещи реальными - то этим свойством можно легко пользоваться. Заставлять их думать, что они часть чего-то большего (нации, расы, интеллектуального большинства, богатой элиты), что у этого чего-то большего есть сверхважная миссия, которая гораздо важнее их собственной, личной цели. Что все вокруг хотят на это большее, частью чего ты являешься, напасть, разорить это, поэтому нужно обязательно быть в строю готовым воевать, а не думать о своих личных целях (как можно, твоя нация в опасности же!) Я проверил: это довольно простое мыслительное упражнение вызывает неестественное отторжение, оторопь, генерацию взаимоисключающих мыслей. Всё, что угодно, лишь бы мой внутренний мир, как я его себе представляю, никуда не делся. Причем ты не должен вовсе быть отличником, защитить диссертацию по диалектическому материализму, чтобы свято верить, что окружающий мир прогрессирует по понятным, но еще не изученным законам, а человечество - это не просто слово для всех людей на планете, но живой организм со своими сверхцелями. Ты просто можешь пожить в обществе, в котором так принято думать: и это всё тебе в голову заберется само. И ты ничего с этим потом не сделаешь. Бабушка в США будет жить богаче, потому что ей риса на карточку в два раза больше дают. Мир будет поделен на них и нас по любому случайно (на самом деле случайно) выбранному признаку. Начнутся страдания и войны (от локальных в голове конкретного индивида до вполне себе глобальных масштаба стран или планетки). Так и будет, потому что назначение у такого способа думать именно такое. И он - этот способ думать - безотказно работает в любых обстоятельствах.

Всё же, я верю, что с этим можно бороться. Вот взгляд на те же вещи с позиции профессионального историка. Того, который понимает, что история - это про прошлое, а не про предсказание будущего, что нет в природе никаких законов движения истории, духа нации и прочих придуманных человеком вещей. Но они есть в том смысле, что человеком придуманы, и придуманы для достижения понятных целей.