?

Log in

No account? Create an account

aeshnik


Уменьшая скорость роста энтропии вселенной


Previous Entry Share Next Entry
Из Штутгарта в Карлсруэ на попутке: разговор с водителем
aeshnik
Прошедшие выходные (которые, к слову, требуют продолжительного переосмысления) оказались богатыми на открытия. Одно из таких - поездка с попутчиками.

Мне нужно было проехать из Штутгарта в Карлсруэ. Немецкие железные дороги предлагали проделать этот путь за несколько десятков евро. Междугородние автобусы - за единицы евро, но не хотели отбывать от главного вокзала Штутгарта (а мне совсем не улыбалось ехать на окраину города к аэропорту, к примеру). Поэтому я наконец-то решил попробовать бла-бла-кар. Сервис дает возможность ребятам с машиной, планирующим отправиться из точки А в точку Б, рассказать об этом во всеуслышание. Другие ребята, которым из точки А в точку Б надо, могут смотреть все такие предложения, разговаривать с предложившим и оставлять предложившему отзывы после поездки. Если коротко - сервис работает. В аэропорт из города в город я с его помощью добираться впритык не стал бы, конечно. Но в других некритичных случаях как альтернатива автобусу и железной дороге - вполне сгодится.

Интересно, какой первый водитель мне попался. Это был проактивный такой мужичок лет пятидесяти на немного помятом форде си-макс серого цвета. Мужичок готовится к поездке основательно: на бумажке у него есть чек-лист с фамилиями попутчиков, которых он начинает заранее обзванивать. Загодя товарищ выясняет пару-тройку слов на языке тех, кого он подвозит (со мной здоровался и благодарил за поездку по-русски).

Поездка началась так. Я, прибыв к месту сбора первым, загрузил свой рюкзачок в багажник и уселся на переднее сидение рядом с водителем. Сзади сели двое не знакомых и не разговаривавших в поездке ребят: девочка и мальчик лет двадцати пяти оба. Водитель какое-то время старался поддерживать разговор: рассказывал, что вокруг проезжаем, просто чем-то отвлеченным делился. Но, заметив, что никто особо с ним в контакт вступать не собирается, просто сделал музыку погромче, где-то раз в пять минут предпринимая робкие попытки нас разговорить. Девушку, например, он огорошил вопросом: "Из какой ты арабской страны?" Девушка, конечно, была смуглая, но предположить, что она именно из арабской страны было довольно странно. Так и вышло: дяденька ошибся. Попутчица была на половину итальянкой, на половину турчанкой, родившейся и выросшей в Германии. В принципе, уже здесь можно было бы начать подозревать нашего водителя в квадратно-гнездовом мышлении, которое развивается при не слишком аккуратном употреблении телеящика. Но я как-то не придал этому значения: просто переглянулись с итальянской турчанкой.

Первые полчаса мы ехали почти молча. Но мне что-то стало настолько интересно, чего это мужик вообще ездит на машине по этому маршруту, как часто он это делает и чем вообще занимается, что я решил полюбопытствовать.
- Можно спросить? - поломал я уже вполне устоявшуюся тишину.
Водитель недоуменно и немного с недоверием посмотрел на меня.
- Вопрос задать можно? - уточнил я.
Продолжая поглядывать на меня, он неуверенно ответил:
- Зависит от вопроса.
- А вы часто ездите по этому маршруту? И почему по этому?

И я услышал простой рассказ о том, что в Штутгарте дядьке приходится работать, а живет он севернее - в Дортмунде. И пару-тройку раз в неделю ездит между этими городами, подвозя людей за небольшие денежки.

А потом ВНЕЗАПНО я узнал, что у всех стран есть свои интересы, что всё не так однозначно в отношениях США и других стран, про Ирак и Иран, про санкции других стран по отношению к России, про заговор стран, в результате которых, вполне вероятно, падают самолеты. Я слушал очень внимательно, не особо стараясь скрыть улыбку. Это было исключительным поведением - девушка за водителем оперативно достала из рюкзака наушники, едва почувствовав запах всемирного заговора. Минут десять я слушал товарища перед тем, как вступить в диалог (ждал, пока шаблон разговора немного обрастет деталями; не дождался - мужичок просто новыми примерами из свежих событий постоянно подтверждал мнение, что страны друг с другом сговорились против других стран, и любые события происходят не просто так).
- Я должен тебя перебить. Можно же на "ты"? Я должен заметить, что твоя точка зрения кажется мне очень непривычной. Я имею в виду, что ни я, ни мои друзья не думают исключительно категориями стран. Вот у тебя в рассказе есть только действующие лица - страны. А больше как будто ничего не существует. Но всё ведь, наверно, гораздо сложнее?

Водитель согласился. Всё очень сложно. И в качестве примера сложности решил рассказать о том, что малазийские лайнеры, упавшие два раза подряд, не могут быть простым совпадением: это наверняка заговор какой-то одной или нескольких стран. Мне стало уж совсем интересно, почему же он отрицает любых других действующих лиц кроме стран.
- Погодите, но ведь малазийские авиалинии - они же не государственные (тут я, конечно, приврал). Ну и вообще бывают негосударственные авиалинии. Они, конечно, подчиняются законам страны, но вряд ли правильно считать, что авиалинии выполняют волю государств?

Дядька призадумался. Он, конечно, привел в пример Аэрофлот, который, безусловно, государственный. Но спорить с тем, что бывают крупные частные авиакомпании он не стал. Впрочем, это не помешало ему продолжить смотреть на мир через призму "страна-деятель".

Вторая половина часа подходила к концу, мы уже подъезжали к главному вокзалу Карлсруэ. И, завершая разговор, я заметил, что, похоже, понимаю, почему люди смотрят сериалы и читают какого-нибудь Дикенса. Это же такая копия нашей жизни: со всякими сложностями, целями, деятелями, интригами. Кто-то вот так развлекается, а кто-то новости по телеку смотрит и потом про них думает.

Дядька согласился, мы пожали друг другу руки, я отдал ему четыре евро и поспешил на электричку к ребятам.